Отечественные автомобильные грузоперевозки: есть ли жизнь после кризиса

Переезды, аренда машин, доставка цветов и лекарств – эти и другие относительно новые услуги на российском рынке автоперевозок доказали соотечественникам, что российский автомобильный рынок грузоперевозок достаточно стабилен и успешно развивается.
Еще несколько десятилетий назад банальный прокат авто, распространенный, например, заграницей, казался диковинкой. А уже сегодня отечественные и зарубежные аналитики рассуждают о развитии российского рынка грузоперевозок.
Выбор вида транспорта для грузоперевозок зависит от целой совокупности факторов, к примеру расстояния, объёма, характера груза (хрупкий, скоропортящийся, неустойчивый к перепадам температур, ценный, секретный), сроков доставки, обеспечения безопасности и т.д.
Пальму первенства по объемам перевозок отдают железнодорожному транспорту. Автомобильный транспорт эффективен в своем пределе – на расстояниях до 3000 км. Зато в своем секторе автоперевозки оценивались как наиболее динамично развивающиеся. Так, в 2005 году согласно данным Росстата по автодорогам страны ежедневно перевозилось более 18 млн тонн грузов. Прирост грузооборота в этот период составлял более 6% в год. А прогнозы трехлетней давности сулили в 2010 году увеличение грузооборота на 25% (приблизительно 260 млрд тонн/км).
Подобные прогнозы имели под собой реальные факты. Кроме того, всем известно, что автотранспорт надежен и мобилен. Средняя скорость доставки (с учетом дороги, остановок и простоев) составляет 16 км/ч (железнодорожный транспорт – 8 км/ч, морской — 4 км/ч). В 2008 году совокупный грузовой автопарк страны насчитывал более пяти миллионов единиц техники.
Но финансовый кризис оказал свое негативное влияние на отечественный рынок автомобильных грузоперевозок. Снижение объемов ощутили во второй половине прошлого года — в Архангельской области почти на 15%, в западных областях России на 25%. В 2009 году эксперты прогнозируют снижение до 30%. Прогнозы Министерства транспорта, правда, позитивнее – 19%. В связи с этим грузоперевозчики вынуждены снижать цены на свои услуги. На это также повлияли обостряющаяся конкуренция и активизация полулегальных фирм.
Несмотря на мнения экспертов о временном характере трудностей в сфере автоперевозок, очевидно, что рынок сделал шаг назад. К сожалению, кредиты, лизинговые схемы, ограниченный круг клиентов, узкая специализация перевозчика – не лучшие факторы в трудное время.